В Казахстане внесены изменения в НПА по вопросам нормотворчества

26 марта 2021 года вводится в действие Закон от 12 марта 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества». Основная цель закона – повышение качества разрабатываемых проектов законов и их дальнейшей реализации, а также широкое вовлечение общественности в законотворческий процесс.

В частности, законом предусматриваются следующие нововведения.

 

1. В части принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства введена презумпция добросовестности субъектов предпринимательства.

Главный фактор предпринимательской активности – это верховенство закона и защита прав собственности. Если бизнес идет в суд, то должен получить там защиту своих прав и справедливое решение.

Установление данного принципа станет важным шагом для защиты предпринимателей.

В соответствии с данным принципом:

- нарушением законодательства не могут быть признаны действия лица, осуществляемые на основании официального разъяснения уполномоченного органа, даже если разъяснение впоследствии было отозвано, признано ошибочным или дано новое, иное по смыслу разъяснение в отношении того же нормативного правового акта, содержание которого не изменилось;

- лицо, рассматривающее спор, обязано исходить из того, что все неопределенности законодательства, должны толковаться только в пользу бизнеса;

- государственный орган должен нести бремя доказывания в суде того, что действия бизнеса были неправильными.

Между тем, в Закон «О правовых актах» одновременно внесены дополнения, направленные на усиление роли принципов законодательного регулирования.

Так, предусматривается, что закон должен устанавливать принципы, на основе которых им осуществляется регулирование конкретных общественных отношений.

При этом, нормы законов не должны противоречить принципам, установленным в них, а в случае противоречия принципам должны приводиться в соответствие с ними.

Целью данных поправок является разрешение проблемы формального включения в законы принципов, которые в большинстве случаев носят декларативный характер и не принимаются в учет судами и иными правоприменителями при толковании норм законов.

2. Введена новая стадия законотворческого процесса, предшествующая разработке концепции, а именно подготовка Консультативного документа регуляторной политики, который схож по форме с концепцией законопроекта, но без окончательного решения.

Документ будет содержать результаты проведенного правового мониторинга и публичного обсуждения проблем государственного регулирования в конкретной сфере.

То есть в документе будут определены существующие проблемы и альтернативы решений, а также отражены итоги их обсуждения.

В дальнейшем, доработанный по итогам публичного обсуждения консультативный документ, приобретает форму проекта концепции законопроекта, где обозначено видение государственного органа по решению проблем государственного регулирования в конкретной сфере.

Окончательную форму концепция законопроекта приобретает после ее одобрения Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности.

Данный документ содержит обоснование необходимости разработки законопроекта по инициативе Правительства, цели его принятия и иные положения, определяемые Правительством.

3. На законодательном уровне внедрена практика «переходного» в отношении норм, накладывающих дополнительные обязанности на бизнес.

На сегодняшний день существуют проблемы с подготовкой общества к новому регулированию. Как общество в целом, так и бизнес в частности, бывают не готовыми к законодательным нововведениям.

Согласно Закону «О правовых актах», при установлении сроков введения в действие НПА, должны учитываться интересы субъектов предпринимательства в части необходимого срока для приведения своей деятельности в соответствие с вводимыми в действие НПА.

Однако на практике данное требование носит декларативный характер. В этой связи законом внесена поправка, предусматривающая, что срок введения в действие норм, устанавливающих новые обязанности физических и юридических лиц, не может быть менее шестидесяти дней.

Это относится к НПА, регламентирующим порядок получения разрешения, утверждающим разрешительные или квалификационные требования и (или) перечень документов, подтверждающих соответствие заявителей таким требованиям.

4. Введено требование о разработке программы информационного сопровождения и разъяснения закона.

Программа будет содержать перечень мероприятий по информированию граждан об изменениях в законодательстве, затрагивающих их права и интересы, их разъяснению, а также обеспечению эффективной реализации принятого законодательного акта.

Данный документ будет разрабатываться на стадии разработки законопроекта и утверждаться после его принятия.

5. Усиление роли правового мониторинга в части акцентирования внимания государственных органов на оценку эффективности нормативных правовых актов.

При этом, планирование законотворческой деятельности Правительства будет на основании результатов правового мониторинга.

6. Пересмотр подходов проведения научной правовой экспертизы с отказом от привлечения экспертных организаций.

Согласно принятым поправкам, Институт законодательства и правовой информации будет вести реестр экспертов, которые будут привлекаться для проведения экспертизы.

Источник:  atameken.kz.