Жесткое регулирование лекарственных цен приведет к вымыванию низкомаржинальных препаратов

Жесткое регулирование лекарственных цен приведет к вымыванию низкомаржинальных препаратов. Такое опасение в письменном комментарии высказал президент ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана» Руслан Султанов информационному порталу inbusiness.kz.

«Если говорить в целом, то регулирование цен – очень серьезный шаг со стороны государства. Надо подходить осторожно и тщательной подготовившись. Что касается рисков, то, на мой взгляд, риски возникают не от одной нормы по инвойсам или референтному анализу. Вопрос шире. Он касается всей процедуры регистрации и утверждения цен. Если жестко регулировать рынок, вводить очень много различных барьеров, усложнять систему, вмешиваться в бизнес-процессы компаний, то это приведет только к ухудшению ситуации на рынке. В результате пострадает гражданин нашей страны», – отметил он.

 

«Главный риск для рынка заключается в том, чтобы не допустить «вымывание» лекарственных препаратов с низкой маржинальностью. При слишком жестком регулировании оптовым и розничным продавцам будет невыгодно продавать нерентабельную недорогую продукцию, от этого пострадают и наши производители, и иностранные, работающие в этом сегменте. А основная доля продаж – до 60% на розничном рынке приходится на ценовой сегмент до 1 доллара! Поэтому это очень чувствительно для наших граждан», – опасается Султанов.

Кроме того, в письме он перечислил вероятные угрозы жесткого ценового контроля лекарств для отечественных производителей – это возможное падение привлекательности производства в стране, снижение потенциала привлечения инвестиций в высокотехнологичную отрасль, сужение возможностей модернизации производства и перехода на международные стандарты GMP, а также прекращение производства доступных лекарственных средств в виду их нерентабельности.

Напомним, ранее inbusiness.kz писал о том, что зарубежные фармкомпании выразили обеспокоенность изменением методики регулирования цен на лекарства в письме финансово-экономическому блоку правительства. По их данным, минздрав собирается контролировать ценообразование на основе ввозных инвойсов, нежели используя анализ цен в референтных странах, как намечалось ранее. Хотя министр здравоохранения Елжан Биртанов заявил в комментарии inbusiness.kz, что в соответствии с проектом ведомственного приказа на выбор предлагаются оба метода. Однако в одной из иностранных фармкомпаний продолжают утверждать, что в правилах ценового регулирования в проекте приказа допущена оговорка в пользу преимущественного использования инвойсов при установлении цен на лекарства.

Проект приказа минздрава еще должен быть утвержден министерством юстиции, но установление предельных цен на лекарства ожидается уже в апреле, сообщил источник в отрасли. Там считают, что необходим переходный период в полгода для тщательного анализа нескольких тысяч заявок на регистрацию цен в минздраве, чтобы не допустить дефицита или непроизвольного роста цен в аптеках. Комментируя вопрос inbusiness.kz о том, действительно ли проект правил регулирования цен на препараты фактически не предусматривает альтернативу ценообразованию на основе инвойсов, делая референтный анализ формальным, Султанов подтвердил обоснованность опасения, высказанную зарубежными производителями лекарств.

«Нужны конкретные и четкие нормы, с единообразным пониманием. Сейчас мы все вместе работаем с минздравом непосредственно над правилами регулирования цен. Ведь нам всем нужен эффективный механизм, который позволит нашим гражданам ощутить эффект от этого решения. И важно понимать, что механизм регулирования цен для гособеспечения и в рамках розницы – это совершенно разные направления. Они не должны дублироваться. Нигде в мире так не делается. Если же мы будем их совмещать – получим деградацию рынка», – подчеркнул он.

Между тем, отвечая на вопрос inbusiness.kz, Султанов подтвердил, что при использовании инвойсов в качестве базы ценообразования существуют риски завышения цен. «Риск завышения цен в инвойсах существует. В данном случае, все налоги, которые ранее платили зарубежные представительства – будут оставаться за рубежом, а не уплачиваться в Казахстане. По подсчетам коллег это порядка 5-6 млрд. тенге недополученных доходов республиканским бюджетом», – привел он цифры.

«Последние годы в масс-медиа постоянно показывают пример Турции, о том, как там жестко регулируют цены. И как только начались валютные колебания в стране, то возник дефицит на рынке. И это в стране, где значительная часть рынка покрывается отечественными производителями. В России наблюдается подобная ситуация, где ряд препаратов уходит с рынка. Нам нельзя допустить подобного», – напоминает глава фармацевтической ассоциации. В то же время, по его словам, отечественные производители будут работать по механизму, несколько отличающемуся от зарубежных поставщиков.

«Наша продукция не ввозится, а производится в стране. Поэтому исходный документ будет не инвойс, а заявляемая цена производителя. Однако мы солидарны с коллегами. Мы не сторонники жесткого регулирования и не хотим полного ухода иностранных компаний. Мы за равную конкуренцию на рынке. Наши граждане не должны испытывать дефицит лекарств в Казахстане. Было бы правильнее идти по самому изначальному пути, предлагаемому Минздравом – регулировать только оптовые и розничные наценки. Это позволит государству достичь поставленных целей, в частности, выровнять цены на лекарственные средства по регионам страны и обеспечить единый уровень цен для пациентов во всех аптеках, но при этом минимизировать риск потери ряда препаратов, а также сохранить привлекательность рынка», – считает Султанов.

Однако в целом, по его словам, позиции отечественных производителей лекарств и зарубежных фармкомпаний-импортеров во многом схожи. «Мы все понимаем, что при закупе лекарственных средств для нужд государства жестко регулируются цены. Но в розничном рынке этого делать нельзя. Ведь если в первом случае есть один покупатель и гарантированный сбыт, то как работать компаниям в конкурентном розничном рынке? Я понимаю, во всех странах мира правительства заботятся о снижении цен на рынке. Но механизмы разные. Мы идем по пути административных ограничений, но есть и вопрос в части создания условий для конкуренции. Могу даже их выделить, так как это дает больше эффекта на цены, чем регулирование. Поэтому лучше задуматься о том, почему у нас такая конкурентная среда, чем пытаться все зарегулировать», – убежден руководитель «ФармМедИндустрия Казахстана».

Вместе с тем, Руслан Султанов подверг сомнению предположения в отрасли, что инициативу по изменениям в методику регулирования цен на лекарства внесли депутаты. «К компетенции депутатов не относится разработка механизма регулирования цен. Это компетенция уполномоченного государственного органа. Что касается непосредственно правил, то мы обсуждаем проект. Я надеюсь, что совместно мы придем к единому пониманию и избежим негативную ситуацию на рынке, минимизируем все угрозы. Буквально недавно было совещание по проблемным вопросам, где собрали все основные разногласия. Ожидаю, что в скором времени мы сможем уже обсудить итоги рассмотрения наших предложений и мы придем к консенсусу», – уверен глава бизнес-ассоциации.

Автор: Данияр Сериков.