Бизнес выступил против новшеств, заложенных в проекте правил регулирования цен на ЛС и МИ

25 января 2023 года на площадке НПП РК «Атамекен» состоялось совещание, на котором обсуждалась новая редакция проекта правил регулирования цен на лекарственные средства и медицинские изделия. В работе совещания приняли участие представители регуляторных и экспертных органов (МЗ РК, АЗРК, НЦЭЛС), а также бизнес-сообщества.

 

В числе предлагаемых новшеств - ведение предельных цен на медицинские изделия (in vitro), средства индивидуальной защиты, а также применение единой наценки для формирования предельных цен на лекарства и медицинскую технику. Эти меры, ужесточающие механизм ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия планирует внедрить Министерство здравоохранения РК в рамках изменения правил регулирования и формирования предельных цен и наценок.

Прежде всего, как сообщает пресс-служба НПП РК «Атамекен», изменениями предусматривается внедрение предельных цен на медицинские изделия для диагностики in vitro, которые являются многокомпонентными, реализуются исключительно комплектами, и не являются самостоятельными медицинскими изделиями.

Однако, по словам директора департамента медицинских услуг НПП «Атамекен» Назгуль Кабдрахмановой, такая новелла противоречит нормам Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

«Согласно кодексу, стоимость на медицинские изделия осуществляется только в случае наличия регистрационных удостоверений, а так как медицинские изделия для диагностики in vitro являются расходными материалами, они не подлежат государственной регистрации. Поэтому непонятно, как будет на них формироваться предельная цена», - подчеркнула представитель НПП «Атамекен».

Кроме того, предприниматели видят сложности в администрировании регистрации предельных цен на все реагенты, применяемые в анализаторах для диагностики in vitro. Представитель компании-производителя лабораторных анализаторов «Rosh Diagnostics» Тимур Ермекбаев приводит цифру от 100 до 200 видов реагентов, применяемых для отдельных анализаторов.

«Мы не отказываемся от регулирования цены и анализа стоимости на сами анализаторы, на ПЦР и т.д., и мы это делаем. Мы подавали заявку на анализ стоимости, он проводился, но это делалось на анализатор как на единицу медицинской техники, согласно установленной формулы. Но мы не понимаем, как можно рассчитать стоимость реагентов в отдельности от анализаторов», - отметил Тимур Ермекбаев.

Не меньше вопросов у представителей бизнеса вызвали планы по внедрению предельных цен на средства индивидуальной защиты, при том, что само понятие «средство индивидуальной защиты», как таковое, не предусмотрено Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Причем устанавливать предельную стоимость планируется на основании цен, указанных в i-teka, OLX, satu.kz.

«Трудовым кодексом РК предусматривается, что СИЗ - это средства, предназначенные для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом, в случае, если СИЗ предназначены для защиты пациентов или медицинского персонала и применяются в медицинских целях, то производитель регистрирует их в качестве медицинского изделия. Поэтому, считаем недопустимым отдельно выводить вопросы формирования предельных цен на СИЗ» - сказала председатель «Ассоциации Производителей Медицинских Изделий» Гульмира Мухамеджанова

Немало разговоров вызвал вопрос введения единой наценки в виде регрессивной шкалы для формирования предельных цен на медицинскую технику. НПП РК «Атамекен»неоднократно озвучивала вопрос о необходимости рассмотрения законности проведения анализа предельных цен на медицинскую технику, так как данная норма противоречит Кодексу РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» и международному опыту, где предельные цены на нее не применяются.

«Действующий механизм формирования предельных цен на медтехнику устанавливает нерентабельные предельные цены. В итоге под риском находится не только рынок поставщиков медтехники, но и медорганизации, которые не смогут получить необходимое оборудование для оказания услуг населению. Установленная проектом приказа единая наценка по регрессивной шкале в размере от 5% до 15% еще более ухудшает положение поставщиков медтехники, и следовательно, не может быть принята», - отметил заместитель директора ТОО «ELARUM Group» Абылай Аяжанов.

Также в ходе совещания обсуждался вопрос внедрения единой наценки на лекарственные средства, в соответствии с регрессивной шкалой наценок, что, по словам заместителя генерального директора НЦЭЛС Ержана Жунисова, вводится в целях автоматизации процессов и ускорения регистрации цены.

«Мы просим, в целом, концептуально, обсудить единую наценку, а также ее размеры. Если есть предложения, мы готовы к обсуждению, но с учетом уже единого мнения бизнеса», - подчеркнул Ержан Жунисов.

Однако предложения экспертного органа по единой наценке, как и предложенные размеры наценки, поддержки у бизнеса не нашли.

«Мы ранее договаривались пересмотреть механизм ценообразования, перевести регистрацию производителя в государственную услугу. и затем, автоматизировать формирование предельной цены. Но это не внедрение единой наценки в виде регрессивной шкалы. Мы хотели пересмотреть методику, заложить ее как алгоритм в информационную систему. Мы открыты, мы готовы совместно вырабатывать методику», - предложила Назгуль Кабдрахманова.

Был озвучен и ранее многократно поднимавшийся вопрос внесения изменений в правила регулирования, формирования предельных цен и наценок на лекарственные средства в части изменения методики формирования предельных цен и вывода препаратов на рынок. Отраслевые ассоциации отмечают, что в результате применения реферирования цены к зарубежному аналогу, отечественные производители лекарств попадают в ухудшающие условия по сравнению с импортерами. В итоге дестимулируется развитие фармацевтического производства в стране.

«Пора переходить к дерегулированию цен – просто убирать регулирование цен в коммерческом сегменте. Вопрос назрел настолько, что дальше идти некуда. Обсуждать до конца 2023 – это уже будет преступление перед населением РК. Пусть они будут дороже, но пусть они будут на рынке Казахстана. Это все равно дешевле, нежели возить лекарства из сопредельных стран. Сегодня ситуация такова, что пора поднимать вопрос о физической доступности лекарственных средств на рынке Казахстана», - подчеркнула глава «Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности Республики Казахстан» Марина Дурманова.

Подытоживая работу совещания, Назгуль Кабдрахманова сообщила, что НПП РК «Атамекен»будет дано отрицательное экспертное заключение к проекту правил формирования и регулирования цен на лекарственные средств и медицинские изделия и будут проведены совместные совещания с государственными органами.